Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
АООП для обучающихся с умственной отсталостью
Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1 и вариант 2) МБОУ СОШ №1 направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Цель реализации АООП обучающихся с лёгкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития: формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Главными задачами обучения детей с умственной отсталостью являются:
- формировать представления о себе и окружающем мире,
- приобретать навыки самообслуживания,
- научиться способам межличностного общения,
- получить знания по общеобразовательным предметам,
- приобрести трудовые навыки.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с УО (АООП обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями ) МБОУ СОШ №1 – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП обучающихся с УО (интеллектуальные нарушения) самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с ФГОС обучающихся с УО с учетом примерной АООП обучающихся с УО. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с УО разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП обучающихся с УО (интеллектуальные нарушения).
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Структура АООП НОО обучающихся с УО включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с УО образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с УО;
- программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования;
- систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы.
В основу разработки и реализации АООП обучающихся с УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП обучающихся с УО предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП обучающихся с УО, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП обучающихся с УОсоздаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС обучающихся С УО ( В.1 и В.2)
- структуре АООП
- условиям реализации АООП
- результатам освоения АООП
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП обучающихся с УО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с УО возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с УО школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Цель реализации АООП обучающихся с УО — обеспечение выполнения требований ФГОС обучающихся с УО посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с УО обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Определение варианта АООП обучающегося с УО осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод обучающегося с УО с одного варианта АООП на другой осуществляется на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
Неспособность обучающегося с УО полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП УО не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения АООП для обучающихся с УО , поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с УО содержания АООП специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с УО направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.
Вывод об успешности овладения содержанием АООП обучающихся с УО делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Особые образовательные потребности обучающихся с УО
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с УО, осваивающих АООП УО (вариант 1 и вариант 2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
- адаптация основной общеобразовательной программы с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с УО (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с УО с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся сУО;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с УО , продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Для осуществления коррекционной работы в МБОУ СОШ №1 созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ОВЗ и оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
1.Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ШПМПк), обеспечивающий единую работу по социальной адаптации и реабилитации обучающихся с УО. Работа консилиума регламентируется Положением о ПМПк, которое рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.
2. Психолого-медико-педагогическая и социальная помощь включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- коррекционно-развивающие, психологические занятия с обучающимися.
3. Создана система внеурочной деятельности, основанная на принципах коррекционной работы.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе технологии дифференцированного, индивидуального обучения. Коррекционную помощь обучающимся с УО оказывает педагог-психолог.
в раздел "Образование" |