Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБОУ СОШ №1 – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №1 обучающихся с тяжелыми нарушениями речи определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ТНР представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовно- нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся при получении НОО.
АООП НОО предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ТНР.
АООП НОО разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с ТНР предназначается:
- для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи– дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия;
- для обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, с нерезко выраженным общим недоразвитием речи IV уровня речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
- для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Цель АООП НОО: обеспечение достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения АООП НОО на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий; программу отдельных учебных предметов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.
В основу реализации АООП НОО заложены дифференцированный и деятельностный и системный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующем уровне, социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Системный подход обеспечивает воздействие на все компоненты речи при освоении содержания предметных областей, формирование речевого взаимодействия в единстве познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и других функций.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.
Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особые для обучающихся с ТНР.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (при необходимости совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов;
- осуществление коррекционно-развивающего процесса не только через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, но и в процессе логопедической работы(индивидуальной/подгрупповой);
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии итактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
АООП НОО содержит систему условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся с ТНР.
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинга метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагог- психолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках МО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО, работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностно- ориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют высшее профессиональное образование, планово поэтапно проходят курсовую переподготовку.