Суббота, 27.04.2024, 00:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1"
Кемского муниципального района 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0







Главная » 2023 » Апрель » 16 » Рецензия на повесть М.А. Булгакова "Роковые яйца"
23:12
Рецензия на повесть М.А. Булгакова "Роковые яйца"
Мы продолжаем публикации в рамках защиты индивидуальных проектов. Сегодня свой индивидуальный продукт - рецензию на повесть М.А. Булгакова "Роковые яйца" - представляет ученица 10-Б класса Замятина Елизавета.
 
Рецензия на повесть М.А. Булгакова "Роковые яйца"
Когда читаешь произведения Булгакова, замечаешь, что они зачастую обличают несовершенства общества и государственной власти. Одним из таких произведений  является повесть «Роковые яйца», которая была написана в 1924 году.
Если рассматривать это произведение вне контекста политической обстановки в стране  20-х годов 20 века, то можно отнести его к научной фантастике и рассмотреть все события  как художественный замысел автора. Если же обратиться к истории этого периода и  сопоставить его с историческим фоном произведения, то можно заметить, что повесть во  многом передаёт особенности эпохи начала 20 века. Таким образом, Булгаков в "Роковых  яйцах" пытается обойти устоявшиеся стандарты необычным сочетанием реализма и  фантастики.
События, о которых говорится в повести, разворачиваются в 1928 году. Зоолог  Владимир Ипатьевич Персиков открывает красный «луч жизни», под воздействием  которого из эмбрионов быстро вырастают крупные и чрезвычайно агрессивные особи,  способные размножаться с большой скоростью. Думается, что красный цвет выбран  автором неслучайно и само название «Красный луч» является метафорой, отсылающей нас  к идеям коммунизма, ведь они так же, как и луч, являются новыми, неизведанными. Эти  идеи ещё не особо понятны и поэтому могут быть опасны для общества.
В это же время в стране начинается странная, неизвестная науке куриная болезнь:  заразившись этой болезнью, курица в течение нескольких часов погибает. Скорее всего эта  болезнь не просто является частью событий повести, но и олицетворяет нравственную  болезнь общества, которая возникла на фоне политических и социальных изменений. Тема  куриного мора становится очень популярной в столице, но вскоре болезнь внезапно  прекращается. Теперь возникает необходимость заняться возрождением куроводства, и  Александр Семёнович Рокк, руководитель совхоза «Красный луч», назначается главным по  решению данной проблемы. Он забирает у Персикова камеры с «лучом жизни». Персиков  же, понимая, что устройство ещё недостаточно изучено и может быть опасно, выступает  против этой идеи, но он не имеет право отменить решение, принятое на государственном уровне.
В «Красный луч» для восстановления куроводства по ошибке доставляют яйца,  предназначенные для экспериментов профессора Персикова. Из этих яиц вылупляются  экзотические особи (змеи, страусы и крокодилы) гигантских размеров. Эти животные ведут  себя крайне агрессивно. Из-за них даже погибает жена Рокка.
Когда до Владимира Ипатьевича доходит эта информация, он чувствует вину и  понимает свою ошибку, которая заключается в том, что он позволил использовать свои  открытия людям, очень далеким от науки. В стране начинается война с рептилиями. Озлобленный народ, не разбираясь в ситуации, убивает учёного. Люди, сознание  которых искажено, обвиняют во всём профессора, хотя в действительности виноваты Рокк и власти.  Таким образом, погибает не просто учёный, а тот единственный человек, который мог бы  всё исправить. И лишь внезапно начавшийся мороз спасает страну от чудовищ.
Композиционно повесть делится на двенадцать глав. Повествование линейное. Экспозицией является открытие Персиковым луча, завязкой — изучение этого устройства,  кульминацией — военные действия на территории Москвы, развязкой — убийство профессора. Двенадцатую главу можно обозначить как эпилог. Также Булгаков вводит в
произведение главы с описанием куриной болезни, которые выделяются на фоне общего  повествования, но также связаны с сюжетом.
Несмотря на фантастичность изображения всех событий произведения, автор  достаточно реально, хоть и преувеличенно показывает реакции людей и характеризует  общественную массу и СМИ.
В произведении присутствует большое количество диалогов. Через них автор  раскрывает главные образы и даёт характеристику отношений между героями произведения. Также следует обратить внимание на речевую характеристику персонажей.  Например, Профессор Персиков излагает свои мысли очень грамотно, он использует
научную терминологию («… действие луча на дейтероплазму и вообще на яйцеклетку…», «Пневмокониоз, туберкулёз, куриные парши…»), в разговорах бывает резок и эмоционален  («Выйди вон, Панкрат!»). Журналист Бронский говорит напыщенно, вежливо, тонким  сладким голосом («… сладко спросил молодой человек и поставил второй знак в  блокноте.»), чтобы настроить собеседника на приятный лад. Он способен заговорить  человека, чтобы получить больше информации. Рокк грубый и необразованный, в его  словах читается важность и снисходительность («Ваш луч такой знаменитый, что хоть  слонов можно вырастить, не только цыплят»).
В "Роковых яйцах" раскрывается проблема контроля науки и вообще культуры со  стороны государства. Также автор затрагивает тему равнодушного отношения власти к  обществу, её безразличие к нему. Не должны люди, не имеющие никакого отношения к  науке, вторгаться в эту сферу деятельности и тем более оказывать на неё какое-либо  влияние. Вот мнение Булгакова. Помимо этого, автор поднимает вопрос неосторожного  вмешательства в природные процессы. Герои данного произведения стремятся к личной  выгоде, пытаются добиться своих целей любыми способами, но мыслят при этом узко, тем самым подвергая всё общество опасности. Деятели СМИ стремятся получить сенсационные  новости. И никто не задумывается о последствиях. Таким образом, повесть становится не  только сатирой на несовершенство советской власти, но и предупреждением о возможных последствиях бездумного вмешательства в природу. Несомненно, эти вопросы были  значимы и злободневны для советского периода, однако в некоторых моментах  произведение остаётся актуальным до сих пор.
Также хотелось бы отметить художественные приёмы, которые использует автор.  Особенное место среди них занимают гротеск и ирония, они становятся основными в  данном произведении. С помощью них Булгаков раскрывает и подчёркивает проблемы, идеи, смыслы, о которых говорилось ранее. Например, поведение Бронского может показаться забавным на первый взгляд, но через образ этого героя Михаил Афанасьевич  показывает пороки такого журналиста, для которого важны лишь новости, способные  привлечь внимание общества и вызвать резонанс в нём. Немаловажным средством художественного выражения мысли в повести являются говорящие фамилии. Фамилия  главного героя — Персиков. В искусстве эпохи возрождения персик мог быть символом  правдивости, и Владимир Ипатьевич действительно очень честный и прямой человек,  который имеет свою точку зрения и не боится её высказывать.
Филолог Борис Соколов пытался выяснить, какие могли быть прототипы у Персикова. И, учитывая социальную и политическую подоплёку данной повести, критик предположил, что прототипом для героя мог послужить Ленин. Я не совсем согласна с таким мнением.  Владимир Ипатьевич показался мне более осторожным и аккуратным со своим открытием,  он выступает против использования «луча» до появления результатов его тщательного  изучения («Ведь это сулит чёрт знает что такое!», «Я, наконец, категорически протестую. Я не даю своей санкции на опыты с яйцами… Пока я сам не попробую их.»). Ленин же, по  моему мнению, более смело выдвигал свои идеи и предлагал воплощать их в жизнь.
Концовка произведения насыщена стремительно развивающимися событиями и поэтому выглядит слишком сумбурно. За две главы успевают произойти общественная паника, война, убийство Персикова, поджог здания и внезапные заморозки. Возможно, этим автор хотел показать, что при таких событиях на фоне массовой тревожности общественности всё происходит стремительно и не совсем понятно.
Ещё один не менее важный для интерпретации всего произведения элемент – название повести. Рок – независящая от воли человека сила, обычно несчастная, злая. Название «Роковые яйца» отсылает к основе сюжета произведения. Яйца становятся символом зла, глупости и жестокости людей, безответственности, невежества. Рациональные идеи, выдвигаемые Персиковым, остаются без внимания, поскольку власть не хочет задумываться о последствиях своего влияния на сферу науки и природу, и именно поэтому происходит роковая ошибка, которая приводит к катастрофе внушительных масштабов. Конечно, нельзя исключить и возможность использования Булгаковым игры слов: Рокк –
председатель «Красного луча» и тот человек, к которому по ошибке попадают те самые злосчастные яйца, и название повести «РОКовые яйца».
Подводя итог, хочется сказать, что повесть «Роковые яйца» привлекает не только своим сюжетом, который является достаточно необычным, но и количеством возможных интерпретаций как отдельных эпизодов, так и общего замысла повести.
Михаилу Афанасьевичу удалось создать необычайное творение, в котором наглядно показано, как идеи, которые на практике ещё не проверены, опасны для общества. Люди не должны, словно подопытные зверушки, подчиняться
недобросовестным «экспериментаторам». Также не должны допускаться к аппарату управления любой сферой
деятельности люди необразованные, не понимающие всей ответственности, которая возлагается на них. Иначе общество ждёт «разруха», а люди, управляемые такой властью, превратятся в моральных чудовищ, которые уничтожат оставшееся светлое, уничтожат тех, кто ещё может изменить жизнь в лучшую сторону.
Просмотров: 126 | Добавил: irinakeizerova | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Copyright MyCorp © 2024